До тех пор, пока существуют транспортные средства, водители и сотрудники ГИБДД, следящие за порядком на дорогах, вопрос об обязанностях и, конечно, о правах участников дорожного движения останется актуальным. В условиях частого внесения изменений и бесчисленных поправок в нормативно-правовые акты, водителю бывает сложно понять, чего же на этот раз добивается от него «труженик с полосатым жезлом», и как себя вести. Конечно, каждую отдельную ситуацию за один раз описать невозможно, поэтому проясним лишь некоторые моменты.
Во-первых, полномочиями остановить вас на дороге в полной мере наделены сотрудники ГИБДД и участковые инспекторы полиции (вероятно пора уже называть милицию полицией). Они – главные хранители порядка на дорогах.
Остановить и досмотреть машину могут и сотрудники иных служб полиции, действующие по специальному плану, а также те сотрудники, которые обеспечивают вместе с ГИБДД порядок и безопасность. Но их полномочия уже ограничены. Они вправе проверить документы, удостоверяющие личность водителя и пассажиров, документы на автотранспорт и на груз, досмотреть груз, автомобиль, провести личный досмотр водителя и пассажиров. А вот остановить вас за нарушение ПДД они уже не имеют права.
Закономерно возникает вопрос: останавливаться или нет? Оснований для остановки сотрудником ГИБДД транспортного средства не так уж много (нарушение ПДД, наличие данных о причастности к ДТП, правонарушению или преступлению, необходимость опроса водителя и пассажиров, если они стали свидетелями происшествия, ограничение или запрещение движения, необходимость оказания помощи сотрудникам полиции или другим участникам движения). Проверка документов на груз и автомобиль, а также документов на право управления им, допустима только на стационарных постах ДПС, КП, КПП. Остановка транспортного средства без объяснения причин может быть расценена как нарушение служебной дисциплины. Само же требование об остановке должно подаваться своевременно и быть доступным для понимания всеми участниками дорожного движения.
Вас остановили, что дальше? Водитель остается в машине, дожидаясь, когда к нему подойдет сотрудник ДПС, внятно представится, назовет свое звание, должность и объяснит причину, по которой он остановил автомобиль. Выходить из кабины водитель обязан не во всех случаях. Для выхода закон предусмотрел следующие основания: нарушение правил перевозки груза, технические неполадки автомобиля, состояние алкогольного опьянения водителя, необходимость сверки номеров узлов и агрегатов авто с записями в регистрационных документах, досмотр груза либо машины, оказание помощи, оформление документов, а также случаи, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления. Срок остановки должен быть минимальным.
Если дело дошло до составления протокола, то, реализуя свои законные права, (которые предусмотрены статьей 25.1 КРФобАП и статьей 51 Конституции РФ, и с которыми, кстати, сотрудник ДПС обязан ознакомлять), водитель может настаивать на присутствии адвоката, привлечении свидетелей или на совершении иных действиях, лежащих в рамках его законных прав.

Читайте интересные материалы нашего сайта:

Перейти на главную http://uridichcons.ru/

Комментарии закрыты.